Работа "Традиции эскимосского села" участника Конкурса "Электронная молодёжная журналистика"

6 мая 2013 -
article36.jpg

Несколько столетий цивилизация пыталась уничтожить традиции и уклад жизни эскимосов, но они выстояли. Скептики не раз предрекали им скорое исчезновение и в 19, и в 20 веках и всякий раз ошибались. Но в  настоящее время численность эскимосов стремительно сокращается. Эскимосским языком владеет лишь старшее поколение, молодое население не только не разговаривает на родном  языке, но и не понимает его. Социальный дискомфорт, сложившийся в сельской местности, где преимущественно проживают эскимосы,  создает атмосферу напряженности, способствует пьянству, росту безработицы. Нынешнее положение не позволяет народу полностью раскрыть свой потенциал, а наоборот, ставит его на грань физического выживания.


Многовековая история эскимосов свидетельствует об их большой жизнестойкости. В экстремальных условиях арктического региона они сумели не только освоить безжизненные пространства, но и создать яркую самобытную культуру.  История эскимосского народа  далеко не завершена, несмотря на все сложности, выпавшие на  его долю.  Я убеждена, что народная мудрость  эскимосов  поможет им  выжить и  сохранить свою самобытность. В этой ситуации государство обязано предпринять срочные меры, направленные на поддержку коренного населения. А мы, молодое поколение, должны продолжать традиции, соблюдать обычаи  наших  дедов и прадедов, передавать полученный «багаж знаний»  своим  детям и внукам, чтобы сохранить традиционную культуру своего народа.


Традиции эскимосского села.


Я родилась в эскимосском селе Уэлькаль, расположенном на косе южнее мыса Аннюалькаль у входа в Залив Креста. Это самое западное поселение эскимосов в мире. «Уэлькаль» с эскимосского языка переводится  как «челюсть кита».

Более 85 лет назад мои прадеды приехали сюда на утлых судёнышках  с берегов  бухты Провидения в поисках лучшей жизни. Жили они в вырытых землянках, которые располагались по берегу моря. Селились  родовыми семьями. Моя родовая семья – Сиг’унпаг’ыт. Прадед мой и прабабушка выходили в море на байдарах, обтянутых лахтачьей шкурой. Летом и осенью добывали морзверя, ловили птиц силками, охотились на животных в тундре для пропитания своей семьи, из шкур шили  одежду.  Зимой  ставили капканы на пушного зверя, ловили рыбу на кромке льда.


Долгими зимними вечерами женщины собирались в землянках, которые обогревались и освещались с помощью «жирников», шили оленьими жилами,  заменявшими  нитки, одежду и обувь для своей семьи. Мужчины по нескольку дней, а то  и недель находились  на промысле  нерпы и моржа.  Мясо разделывали и складывали в ямы, вырытые рядом с землянками.


Летом женщины и дети собирали в тундре ягоды, грибы,  коренья, амлъюкирак, золотой корень, щавель. Амлъюкирак, золотой корень, щавель  квасили с нерпичьим жиром и ели зимой.


Несмотря на суровый климат и скудность жизни, мои предки умели радоваться жизни. Весной перед спуском байдар на море они отмечали всем селом праздник «Камариля» - родовые состязания.  Родовые  семьи  состязались между собой  в перетягивании  каната, палок, прыгали через нарты, боролись, метали арканы и топоры. В конце праздников все танцевали эскимосские танцы, пели и играли в бубны, ели национальные блюда: мантак, нерпичье, моржовое мясо, килю, амлъюкирак с нерпичьим жиром, строганину. Перед употреблением пищи, задабривая богов, делали ахкышак. Ахкышак – маленькие кусочки пищи,  завернутые во что-либо, клали в очаг в дар богам.


Много минуло лет с тех пор, но до сих пор их внуки и правнуки не забывают  обычаи своего народа, любят свои танцы и песни, продолжают выходить в море, охотиться на морского  зверя, потреблять в пищу национальную еду.


Из всех видов китов эскимосы предпочитают гренландских китов. И в честь его устраивают  праздник  - «Польа»


Праздник Кита возник в древние времена как торжественная встреча и проводы души добытого гренландского кита в родную стихию-море.


В праздничные дни прекращались споры и раздоры между родами, внутри семьи, так как считалось, что иначе душа кита могла обидеться и больше не привести своих товарищей к знакомым берегам.


Обычно осенью охотники-морзверобои тщательно готовятся к китовой охоте. И нет ни одного равнодушного жителя села, кто не желал бы им удачи.


Рано утром вельботы и  моторные лодки  (а раньше это были байдары) отправляются  в  море. Рулевой садится за мотор, а охотники зорко вглядываются в морскую даль, ищут фонтаны, которые пускают киты. Очень многое в охоте зависит от смелости и ловкости охотников, кит -  зверь очень умный и могучий. Неловкие действия  людей  могут привести к трагедии.  Рулевой ловко подплывает  на безопасное расстояние к исполину, а охотники стреляют в кита и метают гарпуны, к которым  привязана веревка,  а второй конец  её  держат охотники.


В случае удачи  одна байдара отделяется от других и устремляется в село  за стариком, который должен  принять дорогого гостя - гренландского кита - со всеми ритуалами и почестями.   А другие морзверобои  тем временем доставляют  добычу к берегу: буксировка туши крупного животного иногда занимает целые сутки.


Перед встречей  кита одну из девочек облачают в ритуальную мужскую одежду: плащ из кишок лахтака или моржа, нерпичьи меховые брюки и рукавицы. В сопровождении  «бабки – колдуньи»  она  идет к яме, где хранится  мясо и копальхен (квашеное мясо, зашитое в шкуру), спускается  в нее, а бабка остается  наверху и поет  хвалебные песни в честь кита.


Как только байдары появляются на горизонте, все жители  села выходят на берег и  криком приветствуют удачливых охотников. Под звуки бубнов участники  национального ансамбля «Имля»  исполняют  танец.  В  ответ сидящие в байдарах  тоже с криком поднимают  вверх  весла.  Все лодки и вельботы  с буксируемым животным делают два символических круга по направлению движения солнца.  Затем вельбот, идущий впереди всех, отделяется от других и причаливает к берегу.  Старейшина, находящийся на вельботе, сходит на сушу, следом за ним высаживаются и охотники.  А потом начинают вытаскивать верёвками и моржовыми ремнями, которые  заранее  размягчают  камнями, кита на берег.


Когда кит уже у берега, девочка выходит  из ямы и в сопровождении бабки идет к морю. Старик, принявший кита, дает  девочке деревянное блюдо овальной формы с пресной водой, которой она должна «напоить»  дорогого  гостя. Втроем: девочка, старик и бабка – садятся в лодку. Перед тем, как девочке  «напоить»   кита, «колдунья» долго нашептывает заклинания в его честь. После  окончания ритуала остаток воды пьют  девочка  и старики (в наше время эти действия исполняют  артисты сельского клуба). Кусочки кожи кита, снятые с заднего плавника, укладывают  на специальное жертвенное блюдо и с заклинаниями бросают  в море. По древнему поверью это означает, что душа кита вернулась в родную стихию. Тонкие пластины китовой кожи  раздают  всем пришедшим на берег мальчишкам  как будущим охотникам.


Право начать разделку кита предоставляется старейшему охотнику. А потом  все охотники присоединяются к разделке кита.  Женщины в это время варят чай на берегу для угощения  отважных охотников и всех присутствующих.


Среди эскимосов во все времена бытовало поверье, что существуют злые и добрые духи. Чтобы уберечь своих детей от влияния злого духа Келе, новорожденным давали некрасивые имена, чтобы  Келе не забрал их себе. А когда ребёнок подрастал, ему давали  другое, красивое имя. Чтобы охотники вернулись  благополучно с охоты, а рыбаки – с рыбалки,  женщины делали для них обереги. И сами мужчины изготовляли  деревянные амулеты - антропоморфные  фигурки людей, но без рук и ног. На лицевой части такого амулета рельефно выделялись причудливой и угловатой формы нос, непомерно большой рот, глаза с устрашающим взглядом, длинные веки.  Кроме того, изготовляли фигурки различных зверей полуфантастического облика. Амулеты, по представлениям эскимосов, должны были предохранять охотника от несчастий в море и тундре, приносить удачу, защищать от злых духов и разных болезней. Дерево для этих изделий находили на берегу  залива после шторма. Сегодня амулеты и обереги делают из моржового клыка или китового позвонка.


Эскимосы  берегут  древние обычаи, соблюдают ритуалы. Свои знания передают детям.  В селе долгие годы существует ансамбль «Имля», в состав которого входят и  старики, и молодежь: самому старшему – 57 лет, а младшему-15 лет. Артисты выступают и в родном селе, и в районном центре – Эгвекиноте, знакомились с их творчеством жители и гости Анадыря – столицы нашего округа.


Я люблю свою малую Родину, свой родной Уэлькаль, в котором  родилась и прожила все свои пятнадцать лет!


 

Автор: Ермолаева Наталья,

ученица 10 класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»

 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 Добавить комментарий