Работа "Традиции эскимосского села" участника Конкурса "Электронная молодёжная журналистика"
6 мая 2013 -Несколько столетий цивилизация пыталась уничтожить традиции и уклад жизни эскимосов, но они выстояли. Скептики не раз предрекали им скорое исчезновение и в 19, и в 20 веках и всякий раз ошибались. Но в настоящее время численность эскимосов стремительно сокращается. Эскимосским языком владеет лишь старшее поколение, молодое население не только не разговаривает на родном языке, но и не понимает его. Социальный дискомфорт, сложившийся в сельской местности, где преимущественно проживают эскимосы, создает атмосферу напряженности, способствует пьянству, росту безработицы. Нынешнее положение не позволяет народу полностью раскрыть свой потенциал, а наоборот, ставит его на грань физического выживания.
Многовековая история эскимосов свидетельствует об их большой жизнестойкости. В экстремальных условиях арктического региона они сумели не только освоить безжизненные пространства, но и создать яркую самобытную культуру. История эскимосского народа далеко не завершена, несмотря на все сложности, выпавшие на его долю. Я убеждена, что народная мудрость эскимосов поможет им выжить и сохранить свою самобытность. В этой ситуации государство обязано предпринять срочные меры, направленные на поддержку коренного населения. А мы, молодое поколение, должны продолжать традиции, соблюдать обычаи наших дедов и прадедов, передавать полученный «багаж знаний» своим детям и внукам, чтобы сохранить традиционную культуру своего народа.
Традиции эскимосского села.
Я родилась в эскимосском селе Уэлькаль, расположенном на косе южнее мыса Аннюалькаль у входа в Залив Креста. Это самое западное поселение эскимосов в мире. «Уэлькаль» с эскимосского языка переводится как «челюсть кита».
Более 85 лет назад мои прадеды приехали сюда на утлых судёнышках с берегов бухты Провидения в поисках лучшей жизни. Жили они в вырытых землянках, которые располагались по берегу моря. Селились родовыми семьями. Моя родовая семья – Сиг’унпаг’ыт. Прадед мой и прабабушка выходили в море на байдарах, обтянутых лахтачьей шкурой. Летом и осенью добывали морзверя, ловили птиц силками, охотились на животных в тундре для пропитания своей семьи, из шкур шили одежду. Зимой ставили капканы на пушного зверя, ловили рыбу на кромке льда.
Долгими зимними вечерами женщины собирались в землянках, которые обогревались и освещались с помощью «жирников», шили оленьими жилами, заменявшими нитки, одежду и обувь для своей семьи. Мужчины по нескольку дней, а то и недель находились на промысле нерпы и моржа. Мясо разделывали и складывали в ямы, вырытые рядом с землянками.
Летом женщины и дети собирали в тундре ягоды, грибы, коренья, амлъюкирак, золотой корень, щавель. Амлъюкирак, золотой корень, щавель квасили с нерпичьим жиром и ели зимой.
Несмотря на суровый климат и скудность жизни, мои предки умели радоваться жизни. Весной перед спуском байдар на море они отмечали всем селом праздник «Камариля» - родовые состязания. Родовые семьи состязались между собой в перетягивании каната, палок, прыгали через нарты, боролись, метали арканы и топоры. В конце праздников все танцевали эскимосские танцы, пели и играли в бубны, ели национальные блюда: мантак, нерпичье, моржовое мясо, килю, амлъюкирак с нерпичьим жиром, строганину. Перед употреблением пищи, задабривая богов, делали ахкышак. Ахкышак – маленькие кусочки пищи, завернутые во что-либо, клали в очаг в дар богам.
Много минуло лет с тех пор, но до сих пор их внуки и правнуки не забывают обычаи своего народа, любят свои танцы и песни, продолжают выходить в море, охотиться на морского зверя, потреблять в пищу национальную еду.
Из всех видов китов эскимосы предпочитают гренландских китов. И в честь его устраивают праздник - «Польа»
Праздник Кита возник в древние времена как торжественная встреча и проводы души добытого гренландского кита в родную стихию-море.
В праздничные дни прекращались споры и раздоры между родами, внутри семьи, так как считалось, что иначе душа кита могла обидеться и больше не привести своих товарищей к знакомым берегам.
Обычно осенью охотники-морзверобои тщательно готовятся к китовой охоте. И нет ни одного равнодушного жителя села, кто не желал бы им удачи.
Рано утром вельботы и моторные лодки (а раньше это были байдары) отправляются в море. Рулевой садится за мотор, а охотники зорко вглядываются в морскую даль, ищут фонтаны, которые пускают киты. Очень многое в охоте зависит от смелости и ловкости охотников, кит - зверь очень умный и могучий. Неловкие действия людей могут привести к трагедии. Рулевой ловко подплывает на безопасное расстояние к исполину, а охотники стреляют в кита и метают гарпуны, к которым привязана веревка, а второй конец её держат охотники.
В случае удачи одна байдара отделяется от других и устремляется в село за стариком, который должен принять дорогого гостя - гренландского кита - со всеми ритуалами и почестями. А другие морзверобои тем временем доставляют добычу к берегу: буксировка туши крупного животного иногда занимает целые сутки.
Перед встречей кита одну из девочек облачают в ритуальную мужскую одежду: плащ из кишок лахтака или моржа, нерпичьи меховые брюки и рукавицы. В сопровождении «бабки – колдуньи» она идет к яме, где хранится мясо и копальхен (квашеное мясо, зашитое в шкуру), спускается в нее, а бабка остается наверху и поет хвалебные песни в честь кита.
Как только байдары появляются на горизонте, все жители села выходят на берег и криком приветствуют удачливых охотников. Под звуки бубнов участники национального ансамбля «Имля» исполняют танец. В ответ сидящие в байдарах тоже с криком поднимают вверх весла. Все лодки и вельботы с буксируемым животным делают два символических круга по направлению движения солнца. Затем вельбот, идущий впереди всех, отделяется от других и причаливает к берегу. Старейшина, находящийся на вельботе, сходит на сушу, следом за ним высаживаются и охотники. А потом начинают вытаскивать верёвками и моржовыми ремнями, которые заранее размягчают камнями, кита на берег.
Когда кит уже у берега, девочка выходит из ямы и в сопровождении бабки идет к морю. Старик, принявший кита, дает девочке деревянное блюдо овальной формы с пресной водой, которой она должна «напоить» дорогого гостя. Втроем: девочка, старик и бабка – садятся в лодку. Перед тем, как девочке «напоить» кита, «колдунья» долго нашептывает заклинания в его честь. После окончания ритуала остаток воды пьют девочка и старики (в наше время эти действия исполняют артисты сельского клуба). Кусочки кожи кита, снятые с заднего плавника, укладывают на специальное жертвенное блюдо и с заклинаниями бросают в море. По древнему поверью это означает, что душа кита вернулась в родную стихию. Тонкие пластины китовой кожи раздают всем пришедшим на берег мальчишкам как будущим охотникам.
Право начать разделку кита предоставляется старейшему охотнику. А потом все охотники присоединяются к разделке кита. Женщины в это время варят чай на берегу для угощения отважных охотников и всех присутствующих.
Среди эскимосов во все времена бытовало поверье, что существуют злые и добрые духи. Чтобы уберечь своих детей от влияния злого духа Келе, новорожденным давали некрасивые имена, чтобы Келе не забрал их себе. А когда ребёнок подрастал, ему давали другое, красивое имя. Чтобы охотники вернулись благополучно с охоты, а рыбаки – с рыбалки, женщины делали для них обереги. И сами мужчины изготовляли деревянные амулеты - антропоморфные фигурки людей, но без рук и ног. На лицевой части такого амулета рельефно выделялись причудливой и угловатой формы нос, непомерно большой рот, глаза с устрашающим взглядом, длинные веки. Кроме того, изготовляли фигурки различных зверей полуфантастического облика. Амулеты, по представлениям эскимосов, должны были предохранять охотника от несчастий в море и тундре, приносить удачу, защищать от злых духов и разных болезней. Дерево для этих изделий находили на берегу залива после шторма. Сегодня амулеты и обереги делают из моржового клыка или китового позвонка.
Эскимосы берегут древние обычаи, соблюдают ритуалы. Свои знания передают детям. В селе долгие годы существует ансамбль «Имля», в состав которого входят и старики, и молодежь: самому старшему – 57 лет, а младшему-15 лет. Артисты выступают и в родном селе, и в районном центре – Эгвекиноте, знакомились с их творчеством жители и гости Анадыря – столицы нашего округа.
Я люблю свою малую Родину, свой родной Уэлькаль, в котором родилась и прожила все свои пятнадцать лет!
Автор: Ермолаева Наталья,
ученица 10 класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |